Интересное: воображение в художественном творчестве
Велика роль воображения в области художественного творчества. Искусство — это образное отражение действительности. В ярких типических образах оно показывает зрителям, слушателям, читателям реальную жизнь, вскрывая все положительное в ней, что достойно быть образцом для подражания, вызывая отвращение, гневное отношение к отрицательному, что должно быть отброшено, преодолено. На этом основано огромное воспитательное воздействие искусства, управление «душами людей».
Образы художественных произведений не возникают мгновенно. Они формируются постепенно, часто в процессе большой и трудной творческой работы. Художник должен не только отобрать из большого запаса впечатлений самое типичное, самое характерное, но и создать на этой основе новое, представляющее собой переработку полученных впечатлений. Из того, что наблюдалось у разных людей, в разных ситуациях, возникает новый образ, включающий в себя то, что было в действительности, и вместе с тем не копирующий то, что было предметом наблюдения.
«Характер героя, — говорит Горький, — делается из многих черточек, взятых у различных людей его социальной группы, его ряда. Необходимо очень хорошо присмотреться к сотне-другой попов, лавочников, рабочих для того, чтобы приблизительно верно написать портрет одного рабочего, попа, лавочника».
Подготовительная работа не ограничивается собиранием материалов непосредственно для данного творческого замысла. Не меньшее значение имеет собирание материалов впрок, занимающее видное место в творческой деятельности художников писателей.
Пушкин, создавая «Евгения Онегина», сказал одному из своих друзей: «Представь, какую штуку удрала со мной Татьяна! Она замуж вышла. Этого я никак не ожидал от нее». О неизбежности тяжелой развязки «Анны Карениной» писал Толстой, глубоко переживая ее. Гончаров так характеризует работу, которая происходит у него в голове: «Лица не дают мне покоя, пристают, позируют в сценах, я слышу отрывки из разговоров, мне часто кажется, что я это не выдумываю, а что это все носится в воздухе около меня и мне надо только смотреть и вдумываться».
Флобер говорит, что он живо ощущал у себя во рту вкус мышьяка, когда описывал сцену самоубийства Бовари. Бетховен настолько ярко представлял звучание музыки, что, уже будучи глухим, создал бессмертную девятую симфонию. Моцарт сочинял любое музыкальное произведение «в голове» и мог «обозревать его одним взглядом как прекрасную картину или красивого человека». А. Н. Толстой настолько развил в себе «способность галлюцинировать», что путал иногда бывшее и воображаемое. Левитан писал летние пейзажи зимой, пользуясь лишь отдельными набросками, сделанными летом с натуры.
Большая подготовительная работа проводилась художниками Репиным и Суриковым перед тем, как они приступали к непосредственному сознанию своих замечательных картин. Готовясь писать картину о Запорожской Сечи, Репин так хорошо изучил архивные и прочие исторические источники, что поражал своими знаниями специалистов историков и археологов. Готовясь писать картину «Покорение Сибири Ермаком», Суриков прошел пешком около 400 верст по берегам Иртыша, делая зарисовки, этюды, собирая разнообразные материалы.
Создавая новый образ как отражение типичного, характерного для жизни, художник наделяет его индивидуальными чертами. Общее, типичное находит свое конкретное воплощение в индивидуальном. Только благодаря этому создается действительно живой, правдивый образ, возможный в действительности, а не схема, не абстрактное сочетание только общих черт.
Композиторы Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков и другие, готовясь писать то или иное произведение, подолгу тщательно записывали и изучали народные песни. Большую подготовительную работу проводили и художники-исполнители: Шаляпин, Собинов, Нежданова, Станиславский, Качалов и другие.
Второй раз переписанная начисто работа подвергалась той же участи. В третий раз было то же самое. Некоторые главы переписывались более десяти раз. Л. Толстой любил говорить, что золото добывается усиленным просеиванием и промыванием. Это вполне подтверждается при рассмотрении его рукописей, в частности, например, рукописи «Анны Карениной» Приблизительно то же писал и В. Маяковский: «Поэзия — та же добыча радия, в грамм добыча, в год труды».
Создание нового образа — это деятельность творческого воображения художника.
Собирание материалов впрок создает общую подготовленность художника к выполнению творческих задач. Без накопления огромного материала наблюдений невозможна продуктивная деятельность творческого воображения. Материалы, накопленные прошлыми наблюдениями, — богатая пища для воображения каждого творца в области искусства.
Подобным образом протекает и творчество художников-живописцев. Сначала создается набросок самой общей композиции, затем идет ее улучшение. В некоторых случаях создается значительное количество вариантов, художник экспериментирует, пробует одно, другое, третье. Когда найдено общее построение картины, начинается работа над основными ее персонажами. Образы делаются все более ясными, выразительными. Для перенесения их из эскиза в картину нужна опора, «натура», требуется писание этюдов. После окончания работы над основными образами художник пишет этюды для второстепенных персонажей. Это ведет к уточнению образов. Уточняется и композиция в целом. Так работали над картинами Суриков, Репин и многие другие художники.
Многие писатели заводили специальные записные книжки, в которых записывали наблюдения, впечатления, отдельные интересные факты. Такие книжки были у Чехова, Маяковского и у других. Многие художники имеют при себе блокноты, куда заносят зарисовки того, что им интересно и может пригодиться в дальнейшем. Леонардо да Винчи писал: «Ищите материалы для своего творчества всюду в том, что вас окружает, всматривайтесь причудливые очертания облаков, в пятна плесени на стене соседнего дома».
Лев Толстой в письме к Фету так характеризует свою работу по подготовке романа «Война и мир»: «Обдумать и передумать все то, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний для того, чтобы выбрать из них 1/1000000, ужасно трудно. И этим я занят». О том же самом говорит весь процесс творческой работы Л. Толстого. Установив план работы и собрав большое количество материалов, он обычно писал быстро, не думая о частностях. Написанное отдавал переписать начисто. Начисто переписанное произведение подвергалось немедленной переработке. Рукопись быстро испещрялась помарками и вставками между строками, сбоку, снизу, с переносом на другую страницу. Целые фразы заменялись другими, которые иногда освещали выводимый образ с новой стороны.
Художественное творчество не осуществляется внезапно, в моменты «вдохновения», творческого «озарения». Созданию художественного произведения всегда предшествует подготовка творческого решения задачи. В этом периоде «вынашивается» замысел произведения, собираются, изучаются, обдумываются материалы. Эту, иногда весьма длительную, подготовку к созданию произведения Л. Толстой называл «предварительной работой глубокой пахоты того поля, на котором я принужден сеять». В его творческой деятельности она занимала большое место. Из материалов, которыми он пользовался при написании «Войны и мира», у него, по его собственным словам, «образовалась целая библиотека».
Основой воспитательного влияния искусства является его эмоциональное воздействие, эмоциональный отклик, который оно пробуждает у читателя, зрителя, слушателя, что в свою очередь возможно только благодаря живым, ярким образам, которые им вызываются. Лев Толстой писал: «Вызвать в себе раз испытанное чувство и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, красок, образов, выраженных словами, передавать это чувство так, чтобы другие испытывали то же чувство, — в этом состоит деятельность искусства».
Важным звеном художественного творчества является воплощение содержания произведения в художественной форме. Сама по себе форма не имеет самодовлеющего значения. Она должна соответствовать определенному содержанию и подчиняться ему. Но создание ее имеет весьма важное значение именно потому, что она должна наилучшим образом выражать содержание произведения. Только совершенная форма, наилучшим образом выражающая данное содержание, обеспечивает художественное восприятие произведения. Работа над формой, отделка произведения занимает, поэтому важное место в работе художника, писателя, творца любого действительно художественного произведения. Только полное подчинение формы содержанию при условии высочайшего мастерства создает великие произведения.
Лев Толстой о картинах Репина говорил, что в них такая высокая техника, что ее и не видно вовсе, т. е. здесь совершеннейшая форма только показывает, подчеркивает содержание. Безусловно, то же самое можно сказать и о произведениях самого Льва Толстого.
В большой мере требуется творческое воображение для создания сюжета художественного произведения, для композиции темы картины, для развития фабулы литературного произведения, для развития тем музыкальных произведений. Творя все это в своем воображении, художник подчиняется определенным законам действительности, связям и отношениям, действительно существующим в жизни. Не случайно, что художники, писатели считают себя иногда вынужденным и определенным образом изображать то, что находит свое воплощение в их произведениях.
Образы, которые возникают у художников и писателей в процессе создания произведения, нередко отличаются исключительной живостью, яркостью. Художнику, писателю кажется, что они непосредственно воспринимают то, что изображается ими.
Изучая действительность, художник не пассивно воспринимает ее. Он активно отбирает наиболее существенное, характерное, типичное, целенаправленно организует наблюдения.
Художник не копирует жизнь, не фотографически отображает ее в своем произведении. В художественном творчестве действительность преломляется сквозь общий замысел произведения. Художник избавляет изображаемое им от случайного, стараясь выявить сущность его. Имение так, с помощью воображения, на основе глубокого знания жизни создаются бессмертные образы в разных видах искусства. В художественном творчестве всегда имеется некоторый «отлет» от действительности, объясняемый, как указывал М. Горький, стремлением человека вдаль, к осуществлению мечты о прекрасном будущем. В сказке, в фантастическом рассказе, басне этот «отлет» может быть очень велик, и тем не менее, даже здесь он направлен на раскрытие существенного в действительности, типичного для нее, хотя это и дается в иносказательной форме. Ярким примером этого могут служить сказки Салтыкова-Щедрина, в которых дана смелая, едкая критика порядков, существовавших в России при царизме.
Все сказанное дает основание характеризовать художественное творчество как деятельность, представляющую собой упорный, настойчивый труд на всех этапах создания художественных произведений.
Лермонтов характеризует образ Печорина как «портрет не одного человека; это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Основная задача художественного творчества — показывать жизнь в ее наиболее характерных и типичных чертах, а для этого надо увидеть характерное, типичное для жизни в определенную эпоху, для определенных условий.
Новый образ — это новое сочетание того, что художник видел и слышал как бы в разбросанном виде. Это — новое целое, которое впервые создается художником.
Источник: http://fckafa.ru